Поездка на Белое море

Очень долго у нас созревала идея о поездке на Белое море понырять. Но всё как то не складывалось… то со временем накладки, то со снаряжением… (не у всех всё в наличии). Но вот этим летом идея стала приобретать всё более реальные очертания 🙂 Мы начали опрашивать желающих. Желающих сразу оказалось достаточно много… но пока суть да дело… в общем, к моменту поездки нас осталось всего пятеро 🙂 Машина для поездки была куплена за 2 дня до неё.  Предварительный план был таков – переезд Минск-Чупа через с.Питербург и заброска кораблем на остров Сидоров. Итак,собрав снаряжение, прихватив компрессор и электро-генератор, мы рано утром 23-го августа двинулись в путь…

Версия статьи в PDF с фотографиями

Белое Море. Остров Сидоров. 2010 - 2012

Белое Море. Остров Сидоров. 2010 — 2012

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Белое море — одно из самых маленьких (меньше его только Азовское море). Площадь его поверхности 90 тыс. кв. Км. По своей природе оно относится к морям Северного Ледовитого океана. В Белое море впадают реки Северная Двина, Онега, Мезень. Беломорско-Балтийский канал соединяет Белое море с Балтийским и с Волго-Балтийским водным путём. В летний период поверхностные воды заливов и центральной части моря прогреваются до 15-16 °C. Зимой температура поверхностных вод понижается до −1,3…-1,7°С в центре и на севере моря, в заливах — до −0,5…-0,7°С. Глубинные водные слои (ниже глубины 50 метров) имеют постоянную температуру вне зависимости от сезона года от −1,0 °C до +1,5 °C. Солёность морской воды связана с гидрологическим режимом. Большой приток речных вод и незначительный обмен с Баренцевым морем привели к сравнительно низкой солёности поверхностных вод моря. Солёность глубинных вод значительно выше.

Сам остров Сидоров расположен в Чупинском заливе белого моря. Приморские террасы и морские отложения доходят до высот седловины острова. Северная и крайняя южная части — с выходами скал. В северной части скалы менее трещиноватые. В центре и на юге — обширные болота. Лесная часть говорят многократно горела, в чём мы позднее сами убедились. В центральной части — довольно крупная вырубка. Есть много благоустроенных стоянок. В восточной бухте — обширный песчаный пляж.

В общем, нырялка обещала быть замечательной. В дружной компании дорога пролетела практически незаметно.(около 28-ми часов непрерывной езды)
После Питера, Карелия встретила нас на удивление хорошей дорогой и красивыми пейзажами…
Прибыв в Чупу, мы сразу погрузились на бот (с символическим названием «Герой» 🙂 ) …и в полудрёме двинулись на остров. 🙂
Когда мы подошли к острову, сон мгновенно рассеялся. Длинная дорога… ожидание чего то нового… и вот наконец ОНО!!! Бот пришвартовался к скале напротив нашей предполагаемой стоянки. Усталость куда то улетучилась… и мы,прямо как утром в понедельник , начали по цепочке перебрасывать вещи и снаряжение 🙂

Стоянка была шикарной. Первый уступ у самой воды (где можно хранить снаряжение) и второй уступ на скале, где очень удобно ставить палатки.  Установка и обустройство лагеря не заняли много времени. Чистый воздух пьянил и работа шла быстро 🙂

После установки лагеря, некоторые сняли усталость искупавшись в гостеприимных водах Белого моря. (Хотя это осталось за кадром :)) Вода была очень бодрая… около 11 градусов и тишину разрывали радостные возгласы.
Скала, на которой мы высадились, отвесно уходила в воду на глубину около 16-19 метров. Сквозь воду виднелись заросли Ламинарий… Слегка уставшие от дороги и переполненные положительными впечатлениями, мы улеглись спать.

Ну а дальше, началася повседневная жизнь и нырялка. На острове оказалось достаточно ягод (брусника,черника) и грибов, (подберёзовики,подосиновики,сыроежки,маслята) т.ч. учитывая взятые с собой запасы – мы не голодали.  На острове (по рассказам) был источник воды… но как оказалось позже, он находился на другом конце острова  (на полярной станции «Сидоров») Пресную воду первое время пришлось брать из подручных источников 🙂 При всём своём непривлекательном виде, вода не вызвала никаких нареканий.

Полноценное питание (Морепродукты, компоты) и постоянные физические нагрузки, сделали своё чёрное дело, и однажды проходя около нашего снаряжения я увидел на слэйте кем то сделанную надпись…  «Хочу пива и женщин» 🙂 Не удержался и дописал… «+1 и много» 🙂

Но немного остановимся на нырялке. Пролив между островами где мы стояли, имел максимальную глубину около 25 метров. Все погружения которые мы делали, за исключением марафонского заплыва к ущелью, в основном проходили вдоль вертикальных береговых стенок нашего острова. Однажды мы пересекли весь пролив.
Температура воды менялась в пределах 8-11 градусов. Очень радовали приливы, отливы и соответственно течения 🙂  Донный пейзаж менялся и завораживал… То заросли ламинарий на небольшых глубинах, то мрачные нагромождения валунов около отрицательных стенок под которыми прячется различная живность.  Серый мир скал… но стоит направить фонарь в любую точку – зажигаются краски и все преображается до неузнаваемости.  (далее много фото 🙂 )

Нам встретился Пинагор.
Взрослые пинагоры — настоящие морские рыбы и живут на глубине более 150 м, но для нереста подходят близко к берегу, где откладывают икру в заросли водорослей. Самец охраняет кладку, а самки возвращаются в море. Самец остается с кладкой икры даже в луже во время отлива. Брюшные плавники у пинагора видоизменены в особую присоску, с помощью которой он может прикрепляться к подводным предметам. Мальки пинагора некоторое время живут с “папашей”, часто присасываясь к нему и путешествуя вместе с ним. Через год-два молодь уходит на глубину. Пинагор достигает в длину 60 см, но нам попался маленький экземпляр 🙂 Очень интересная рыба 🙂

После каждого погружения возникала масса впечатлений… Чего стоили одни только выходы из воды во время отлива 🙂 Скорее их можно было назвать «выползами» 🙂
Но всё это никак не омрачало нашего позитивного настроения 🙂
А откуда было взяться негативу???!!! Чистый воздух… лес… скалы… тишина… море… рыба…
Да, кстати про рыбу… Рыба использовалась чисто в экологических целях «На месте» 🙂 т.е. только для пропитания.

Море радовало нас в основном Треской и Зубаткой.
Наивкуснейшая рыба при любом способе приготовления. 🙂  По вкусу – ничего общего с той, что продаётся у нас в магазинах. Позже нам объяснили, что у нас продаётся промысловая треска которая ловится в открытом море. Она несколько больше по размерам, но у неё более сухое мясо. Зубатка – это отдельная тема для разговора 🙂 Потрясающе вкусная и очень живучая рыба.  Андрей Смирнов высказал интересное предположение о том, почему она продаётся у нас без головы. Дело в том, что мясо на «щеках» у зубатки – крайне вкусное… И  в наш лексикон прочно вошло понятие «Сахарные щёчки» 🙂
Вечера  проходили в интересных и содержательных беседах, а иногда мы просто слушали море и тишину.

«Сухопутная»  жизнь на острове также отличалась разнообразием. Время свободное от нырялок, мы тратили на исследование острова. При всём том, что остров достаточно небольшой, передвигаться по нему достаточно сложно… ибо практически отсутствуют  тропинки и очень много скал. Иногда было проще идти в назначенное место не напрямую, а по линии отлива.
Но иногда не могли отказать себе в удовольствии поползать по скалам 🙂 Оттуда открывались прекрасные виды…

Передвигались по острову минимум по двое, дабы избежать неприятных ситуаций. Как пел в своё время В.С. Высоцкий  — «В горах не надёжен ни камень ни лёд ни скала».  На острове было достаточно много слюды.
Особенно красиво смотрелись её вкропления в другой породе. Настоящие каменные реки 🙂

Однажды к нашей стоянке подошла моторка. Оказалось что на полярную станцию приехали охотники из Питера.
Стали нас расспрашивать не видели ли мы медведя…  Факт такого приятного возможного сожительства, привёл нас в неописуемый восторг… 🙂 Лёша Сразу же прикинулся елкой, мотивируя это тем, что по скалам он быстро бегать не сможет, а так его медведь не тронет… ну максимум «пометит» 🙂

Охотники расставили номера попросив  нас пока не покидать лагерь и следить за проливом. Через пару часов и пару выстрелов в другой стороне острова,  номера сняли и поведали нам, что медведь переплыл на другой остров.
Гуляя в последствии по острову, мы наткнулись на лёжку этого медведя и бренные останки его добычи.
Для защиты от бокового ветра, мы построили в лагере заградительную стенку. Жизнь текла в штатном режиме 🙂

Соскучившись по чистой пресной воде и бане, мы приняли решение рвануть через весь остров на полярную станцию «Сидоров» Вооружившись пустыми канистрами и взяв примерное направление, мы двинулись через остров. Перевалив через скалистую гряду мы обнаружили достаточно большое болото. Обходить его было бы слишком долго и мы приняли решение идти через него напрямую.

Пройдя через болото мы наткнулись на тропинку. Посовещавшись решили пройти по ней…  Каково же было наше удивление, когда мы вышли прямо на залитый солнцем песчаный пляж 🙂

Белый мелкий песок… вода искрящаяся  в лучах солнца…  ну как же не искупаться в водах Северного ледовитого… Мгновенно сорвав с себя всю одежду,  мы рванули в кристально чистую 10-ти градусную воду 🙂

Водичка взбодрила и мы продолжили наш путь. Поднявшись на скалистую гряду противоположной части острова, мы увидели несколько небольших заливов.
На удачу выбрав один из них, мы начали спуск и как оказалось – не ошиблись. 🙂 Вышли мы прямо к полярной станции.
Встретили нас там очень гостеприимно. Попарившись в бане и набрав пресной воды, мы стали дожидаться охотников. За беседой узнали очень много интересного. По приезду охотников, нас угостили печенью морского зайца  и на моторной лодке подбросили в лагерь 🙂

В перерывах между нырялками, мы достаточно много ходили по острову… То за водой, то за грибами, то за ягодами… На полярной станции нам рассказали про «Золотой корень» (он же Родиола Розовая) Говорят что он лечит практически всё и считается даже ценнее чем женьшень. По словесному описанию этого растения, мы с Лёшей двинулись на поиски. Как не странно поиски оказались удачными 🙂 И мы, под шутки наших ребят, заготовили немного  этого растения с собой.  Все не верили верили что ЭТО именно и есть «Золотой корень» 🙂
Но мы с Лёшей всё же оказались правы 🙂

Небольшая справка
«Название золотой корень, обусловлено не только цветом корневища, но и его высокой ценой, причем высокой издавна. Целебные свойства родиолы высоко ценили в древнем Тибете. Вывозить растение за пределы страны запрещалось. Не подлежала родиола вывозу за границу и в Китае. На протяжении нескольких  веков китайские императоры снаряжали специальные экспедиции на поиски золотого корня. Как величайшую ценность его тайком переправляли через границу контрабандисты.»

С каждым днём, остров открывал нам всё больше нового. В одном из походов, нами было обнаружено оборудованное зимовье. Совсем не далеко от нашей стоянки.

Мы продолжали нырять, ползать по скалам и наслаждаться интересным общением и тишиной.

Незаметно  подкрался день нашего отъезда.  Как же нам не хотелось оттуда уезжать… Но сигареты закончились и нас  ждала обратная дорога домой. В назначенный день лагерь был собран, очищен, и подготовлен для прибытия тех кто будет после нас. Им же мы оставили Соль и немного пресной воды. У всех вырвался грустный вздох, когда мы увидели подходящий  «Герой» с Богданом (4-ёх летним сыном  капитана)  на носу.

Прибыв на материк, мы решили что нам будет удобней выехать рано утром следующего дня, чтобы проскочить Питер ночью, без пробок. Набрав в местном магазине вкусностей,  по которым за время нашего отшельничества мы сильно соскучились, мы двинулись в домик на берегу, где нам предстояло провести ночь. 🙂

В домике напротив отдыхала российско-немецкая пара, Олег и Бернабе. Они были очень удивлены встретить здесь людей из Беларуси. :)В общем вечер прошёл в интересном общении и песнях под гитару

Итак, раннее утро…  Все собраны и готовы. Впереди лежит лишь путь домой. Дизель исправно ворчит и мы, кинув крайний взгляд на Белое море, двинулись в путь.  Проезжая полярный круг, мы конечно же не могли не остановиться 🙂

Впереди нас ждал лишь Минск.
Мы обязательно сюда ещё вернёмся!!!