Дайв-сафари на дальний юг Красного моря (2013)

Дайв-сафари — это один из самых интересных видов активного отдыха. Представьте – Вы прилетаете, садитесь на корабль и уходите в море на несколько дней, полностью «сокрывшись» от «прелестей» цивилизации. С точки зрения дайвинга, вы посещаете интереснейшие, практически, нетронутые места, находящиеся далеко от берега. Именно в такое путешествие и собралась наша белорусская команда дайверов. Маршрут был очень интересный: Дальний юг красного моря. Рифовая система «Сент-Джонс» — Остров «Роки» — Остров «Забаргад» . На маршруте нас ждал один сюрприз, но об этом чуть позже. План был таков. Вылет из Киева в Хургаду, из Хургады едем в порт Галиб (около 300 км.) В порту заселяемся на яхту и уходим в море. Я прошу прощения у читателей за то, что далее мой отчѐт немного смахивает на обычный бортовой журнал. Дело в том, для того чтобы описать и рассказать всѐ, мне,
наверное,не хватило бы и целой книги. Не судите строго

Версия статьи в PDF с фотографиями

Дорога в аэропорт ничем примечательным не запомнилась. 8 часов дождливлй дороги… Но границу проскочили  быстро… В аэропорту пришлось дремать на скамейках около 5-ти часов. Грела лишь мысль о тѐплом море… Но любому ожиданию рано или поздно приходит конец. Нам подали 320-ый аэробус и его капитан,  Воробъѐв ,быстро доставил нас к столь притягательному и давно манящему Красному морю. Прилетев, мы приготовились заполнять иммиграционные карты… Но к нам подошел представитель встречающей компании… Уточнив, те ли мы, кого он ждет, отвел в сторонку. И, о чудо! На глазах у изумленной публики, как иллюзионист, вынул из кармана визы, мгновенно вклеил их нам в паспорта и отдал уже заполненные на наши имена карты. У нас округлились глаза. Народ, томящийся в очереди, с изумлением и некоторой завистью посмотрел нам вслед. Через пять минут мы сидела в автобусе, а еще через 10 — в офисе нашего оператора, в Хургаде. Получив внушительные пакеты с едой , мы, четверо немецких коллег , инструктор, механик и водитель,взяли курс на Марса-Алам (порт Галиб).  Наш автобус бодренько съедал километры пустыни… На территорию порта мы въехали уже затемно, после четырехчасового вояжа по пустыне. Автобус доставил нас прямо к яхте с гордым именем «Golden Dolphin 2».

Ко всеобщему удовольствию, мы сразу же расселились по каютам. Разобрав вещи, собрали снаряжение и после сытного ужина, понаблюдав немного за ночной жизнью порта со второй палубы, просто вырубились. Утром  предстоял выход в море.

8.11.2013
Утренняя проверка судна, подписание портовых документов и вот наша яхта, оставляя за кормой
пенный шлейф, идѐт к месту первого погружения.

Первый дайв-сайт — «Абу Дабаб», что в переводе означает « Папины следы» . Яхта швартуется у одного из трех
рифов. Коралловые столбы величественно поднимаются со дна. Между ними мы находим затонувший десять лет
назад сафарный бот. Здесь неглубоко… максимальная глубина 16 метров. Второй дайв-сайт — «Шааб Марсалам» И снова затонувшее судно… Но самым примечательным в этот день был проход через небольшую пещеру… Стаи рыб, прячущиеся там, неохотно пропускали нас, а струящийся через разломы сверху свет создавал волшебное зрелище.

Прилег после дайва…. Открыл глаза — на часах восемь вечера… Яхта бодренько двигается по маршруту… Неужели проспал ?! Заглянул в журнал погружений — к счастью, ничего не пропустил. Погружений сегодня больше нет.

9.11.2013
Проснулся в 6 утра. Корабль стоит на месте. Чувствительная качка. Мы прибыли на остров «Роки». Дали склянки, одеваемся и грузимся на «Зодиак» (Надувная моторная лодка с жѐстким дном. Используется для «десантирования» дайверов) . Сход в воду есть в двух вариантах: «позитив» — на поддутом компенсаторе и «негатив» — на сдутом. Выбираем «негатив» , с трудом уходим под воду против течения. Парим над бездной… Течение стихает… Слои теплой и очень теплой воды смешиваются, искажая видимость… Складывается впечатление, что находишься в стакане, в который только что опустили кипятильник. Увидели большого «наполеона» в пещерке (очень большая,колоритная рыбина ) ,две стаи дельфинов с детенышами ,к тому же, я чуть не познакомился с очень молодой черепахой . Она плыла прямо на меня с явными намерениями пригласить на танец… Но, в последний
момент заметила на моей руке обручальное кольцо и передумала . На втором погружении, здесь же, снова встретил ее — она увлеченно кормилась на рифе.

Спустя некоторое время наше судно держало курс на соседний остров «Забаргад». Бирюзовая прибрежная полоса просто завораживала… Портил немного картину изредка залетающий сюда патрульный армейский вертолет. Глубины 600, 650, 900 метров. Первая стоянка называлась «big stone» . Очень красивый коралловый сад, пройдя через который можно увидеть входы в пещеры, которыми богато это место. Поскольку ночной дайв в заповедниках делать нельзя, мы переместились на «umm gruk». Ночью здесь все кишело муренами разного калибра и крылатками, смертельно опасными дамами, которые сновали между  величественными коралловыми столбами. Было любопытно наблюдать, как они, словно в трансе, двигались за лучами наших фонарей . Хотелось бы написать что нибудь ещѐ, но тело, в отличии от души, что то совсем не тянет на поэзию… Все… поели… пора спать.

10.11.2013
Итак, снова утро… В 5-30 звучит бодрая команда «подъем». Корабль начинает движение к зоне высадки нашего дайверского десанта . Риф «small gota» — маленький кусочек коралла. На самом деле, огромный столб, величественно поднимающийся из голубой бездны. Ныряем с корабля, подходим к стенке, и начинаем движение вокруг нее, на глубине 20 метров. Через пять минут падаем на 44 метра. Замираем… Наш гид, Марио, хрустит пластиковой бутылкой ,пытаясь привлечь акул. Мы ждем какое-то время, купаясь в безмолвии… Но, к сожалению, никто не приплыл, и мы, медленно поднимаясь до 20 метров, продолжаем облет рифа. Вдруг мы замечаем акулу!!! Эмоций просто через край! Но акула движется ниже, нас метров на 25, поэтому подойти ближе нет возможности. Как оказалось позже, к немецкой группе акула подошла ближе и фотографии у них получились крупнее. Делаем остановку  безопасности и нас, восторженных, забирает зодиак. Второй дайв порадовал настоящим аквариумом из рыб, а потом и из людей -с соседнего корабля сбросили сразу целую толпу дайверов . Третий дайв превзошел все наши самые смелые ожидания . Все погружение проходило по пещерам. Громадный коралл, поднимающийся со дна, весь пронизан различными проходами, которые ведут в его центр. А в центре находится лагуна, глубиной всего 5 метров. Игра света в этих местах не поддается описанию. Да, кстати, до и после погружения поиграли с двумя большими «наполеонами»… А я чуть не подрался с триггером. Он был против того, чтобы я вел видеосъемку. Ночное погружение тоже было довольно интересным. Видели очень редких белых мурен и маленького осьминога. Особенно запомнилось наблюдение за охотой крылаток. После подъема на корабль, оказалось, что я потерял где-то свето-фильтр на подводный бокс для камеры. Огорчению не было предела! После ужина я уговорил гида и капитана разрешить мне сделать ночное соло-погружение. Шансов практически не было… Но чудеса свершаются!!! Прямо под кораблем, на 15 метровой глубине,ночью, Я НАШЕЛ!!! свой фильтр!!! Когда поднимался на палубу, мне аплодировали даже немцы.позитиве отправился спать.

11.11.2013
Такое впечатление, что у нас появилась новая традиция -нырять по утрам на 40-50 метров. Сегодня утром упали вдоль отвесной стенки, в расщелину, и ждали акул-молотов… Но, к сожалению, не дождались. Наш корабль постепенно, от рифа к рифу, продвигался на север… Как сказал наш гид, этот риф — последнее место нашего маршрута, где могут появиться молоты. Но увы, встреча не состоялась. Видно, придется еще раз сюда приехать. На второе погружение наш гид почувствовал легкое недомогание, а, так как, следующий дайв-сайт был несложный, поручил мне вести группу. Погружение прошло отлично, без происшествий. Появилась связь, пришли смс из дома и я на радостях, ВПЕРВЫЕ забыв фотоаппарат, помчался на третий дайв. Шикарный коралловый сад! Заметили даже небольшого осьминога. Пойдем сюда же ночью. Ночное погружение тоже прошло отлично. Рыб было мало. Попали в очень сильное течение между коралловыми столбами. А потом я нашел аж три осьминога ! Потрясающе интересные животные. Практически невозможно отличить от коралла (первое фото). Моментально меняя окрас, подстраиваются под внешний ландшафт.

12.11.2013
Как обычно — раннее утро, короткий бриффинг и сброс в воду. Дайв-сайт «шааб шарм». Падаем в синеву, мои коллеги улетают чуть ниже… Метров на двадцать… Парашютисты, блин… !!! Спускаемся вдоль стенки на небольшое плато и дрифтуем в довольно сильном течении. На краю плато, глубина 30 метров, видим огромную черепаху, которая не спеша завтракает. После довольно продолжительной фото сессии, наш гид попадает в деку(Попасть в деку – означает превысить бездекомпрессионный предел), а нас спасает легкий найтрокс (Найтрокс- дыхательная смесь в которой содержание кислорода больше чем 21%). Идем на декомпрессию. (Декомпрессия –остановки на небольших глубинах. Необходимы для рассыщения организма от азота) А на корабле нас ждѐт сюрприз!!! Меняем маршрут сафари. Идем на риф «эльфин стоун»!!! Место очень известное в дайверских кругах. Его ещѐ называют «Самый большой огурец в Египте». Он имеет вытянутую форму, практически отвесные склоны и 2 плато. Северное и южное. На краю южного плато есть арка. Верхняя часть арки расположена на глубине 55 метров, нижняя на 65. Арку называют «Мэйджик стоун» из-за камней, похожих на саркофаги, которые лежат под еѐ сводами. На брифинге мы принимаем совместное решение — попробовать пройти арку. Идѐм группой из 4-х человек. Это погружение невозможно описать словами. Вместо найтрокса идем на воздухе… Падаем в голубую бездну… Кругом синева… Вдали начинают проступать величественные очертания южного плато… От масштабности зрелища просто захватывает дыхание… Падая, мы приближаемся к отвесной стенке рифа… Слежу за глубиной… 40..45.. 50… и вдруг, прямо передо мной появляется арка… 55 метров… течения практически нет, бмнениваемся сигналами, что все в порядке, и начинаем проход. Проходим сквозь арку на глубине 58 метров. На выходе из неѐ действительно лежат три камня очень похожие на саркофаги. Зрелище просто завораживает!!! На обратном пути наш гид подбирает кем-то утерянный буй, и мы медленно поднимаемся на декомпрессию перед широко раскрытыми глазами немцев 🙂 как говорят в телепередачах — не пытайтесь это повторять в домашних условиях 🙂

Третий дайв сегодня прошел на северном плато «Эльин стоуна». Оно плавно опускается с глубины 8 метров до 40,при этом сужаясь. Заканчивается обрывом практически «вникуда». Дошли до самого края плато, хоть были на найтроксе, но все равно ушли на несколько минут в дэку. На 40 метрах развернулись и начали подъѐм вдоль западного склона. Видели стаю барракуд и, как обычно, много мелкой живности. Этот риф меня просто поразил…Нет слов чтобы описать ощущения.

Ночное погружение в этот день, по сравнению с предыдущими, не было таким интересным. Но был и позитивный момент — я поиграл с Аратроном, заставив его немного надуться. Но, как оказалось, самое интересное ждало нас наверху. «Капитанский ужин»  на второй палубе, зажарили целого барашка. Вкуснее я, наверное, ничего не ел. Помимо других вкусностей и фруктов, все это шлифанули десертом — гуава с мороженным. В общем, сил больше нет, надо идти спать.
13.11.2013
Сегодня завершающий день… Всего два погружения. Утреннее погружение делали там же, где и ночное, на «марса шуна». Нырнули — просто песчаный карьер с травкой… Почти как карьер под Заславлем… Выстроились в шеренгу и начали прочѐсывать эту пустыню… Минут сорок такого темпа и я начал подумывать, что это сильно смахивает на утреннюю пробежку. И вдруг…. ДЮГОНЬ !!!! Она же, морская корова!!!! Это был не просто восторг, а почти экстаз! Сделали шикарную фото- и видео сессии.

Ну и завершающее погружение прошло там же и было просто великолепным. Видели черного ската, большую зеленую черепаху, и еще несколько, но чуть поменьше.

Полные позитива, пришвартовались в порту Галиб. Погуляли немного,покурили кальян…. Впереди была ночевка на судне и утренний путь в аэропорт.